A- A A+

Инклюзивное образование

Базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования

Основные используемые понятия:

базовая профессиональная образовательная организация (БПОО) – профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в субъектах Российской Федерации;

региональный центр поддержки инклюзивного профессионального образования (РЦПИПО) – структурное подразделение БПОО, отвечающее за организацию получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ; 

обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);

инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»);

инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);

адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);

адаптированная программа профессионального обучения – образовательная программа профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих и программы повышения квалификации рабочих, служащих), адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Прием в колледж на обучение лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидность, осуществляется на общедоступной основе. Поступить можно на любую специальность и профессию, если нет противопоказаний по здоровью. Возможно обучение по адаптированным образовательным программам.

Для определения необходимых специальных условий обучения абитуриенты с ОВЗ и инвалидностью при поступлении на адаптированную образовательную программу должны предъявить:

индивидуальную программу реабилитации (абилитации) инвалида (ИПРА) с рекомендациями об обучении по данной профессии, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда;

заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения.

При поступлении на отдельные специальности («Дизайн», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий») все абитуриенты сдают вступительные испытания. Для лиц с ОВЗ и инвалидностью при проведении вступительных испытаний могут быть учтены индивидуальные особенности здоровья и  обеспечены соответствующие условия.

По окончании обучения выпускники инвалиды и выпускники с ОВЗ должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов деятельности.

Для обучения студентов с ОВЗ и инвалидов в колледже создана безбарьерная архитектурная среда: обеспечен беспрепятственный вход в учебное здание и учебные помещения для всех категорий инвалидов и ОВЗ, оборудованы санитарно-гигиенические комнаты, прилегающая территория образовательной организации также соответствует безопасному и удобному передвижению маломобильных студентов.

Учебные аудитории, в которой обучаются студенты с ОВЗ и инвалиды, оборудованы современной компьютерной, аудио- и видео-техникой: радиокласс, звукоусиливающие колонки, мультимедийные проекторы, телевизоры, интерактивные экраны, документ-камеры. В учебных помещениях имеются индивидуальные рабочие места для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Кроме того звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийной системой, другими техническими средствами приема-передачи информации оборудованы общественные зоны (актовый зал, лекционный кабинет).

В колледже осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов:

организационно-педагогическоесопровождение – направлено на контроль учебы обучающегося с ОВЗ и инвалидностью;

психолого-педагогическоесопровождение – для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности;

медицинско-оздоровительноесопровождение – включает диагностику физического состояния обучающихся, направлено на сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала и приспособляемости к учебе;

социальное сопровождение– решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба.

Студенты с ОВЗ и  инвалидов активно вовлекаются в работу творческих коллективов, общественных организаций, в спортивные и творческие мероприятия, участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях, в том числе и в к конкурсах профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс».

По результатам участия в различных мероприятиях формируется портфолио студента, необходимое для трудоустройства.